PATENTHOUSE БЛОГ

Новости в мире интеллектуальной собственности
23 Августа, 2017
Таиланд присоединился к Мадридскому Протоколу
Наконец-то свершилось то, чего все так ждали.

Королевство Таиланд стало 99 страной-участницей Мадридской системы регистрации товарных знаков.

Среди основных преимуществ системы обычно отмечают возможность подачи одной заявки с указанием множества стран, уплаты одного ""пакета" пошлин и сравнительная легкость в дальнейшем управлении полученной регистрацией через Международное Бюро Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (далее- МБ ВОИС).

Присоединение королевства Таиланд означает, что заявители смогут сэкономить средства на обращениях к традиционно дорогим азиатским патентным поверенным и собственное время.

По значимости присоединение Таиланда можно сравнить, разве что, с присоединением к системе Индии в 2013 году.

Обе эти страны пользуются большим спросом среди российских предпринимателей, поскольку многие из них устанавливают партнерские отношения с представителями указанных стран или открывают там собственные предприятия.

Более подробная информация о Мадридской системе международной регистрации товарных знаков доступна по ссылке на сайт МБ ВОИС тут .
26 Июля, 2017
Претензионный порядок прекращения товарного знака в связи с неиспользованием
Досрочное прекращение правовой охраны товарного знака в связи с неиспользование — часто встречающаяся категория дел, рассматриваемая Судом по интеллектуальным правам в качестве первой инстанции.

Ранее процедура досрочного прекращения предусматривала, что заинтересованное лицо просто подает в Суд заявление о прекращении правовой охраны товарного знака для всех или части товаров/услуг, а правообладатель товарного знака должен был в судебном заседании представить доказательства надлежащего использования соответствующего обозначения.

С 12 июля 2017 г. процедура была изменена:

Заинтересованное лицо, которое полагает, что правообладатель не использует товарный знак, обязано направить правообладателю претензию, которая может содержать предложение отказаться от права на товарный знак, уступить его или предоставить согласие на регистрацию обозначения.

В случае, если правообладатель спорного знака не осуществит действия, указанные в претензии в течение 2 месяцев, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд в течение 30 дней с момента истечения указанного двухмесячного срока. Если заинтересованное лицо пропустит этот срок, ему придется направлять правообладателю новую претензию.

О том как повлияет введение нового порядка на практику рассмотрения указанной категории дел мы поймем несколько позже, но очевидным является лишь то, что законодатель пытается разгрузить Суд по интеллектуальным правам от споров данной категории, количество которых постоянно растет.

18 Июля, 2017
Новые правила рассмотрения споров в Роспатенте
В настоящий момент при подаче и рассмотрении возражений и заявлений в Роспатент сотрудники Ведомства и заявители вынуждены руководствоваться Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам от 22 апреля 2003 г.

И хотя структурно Палаты по патентным спорам уже нет, а в 2008 году вступила в действие IV часть Гражданского Кодекса, упомянутые Правила так и не меняли, они до сих пор являются действующими, хотя и откровенно устаревшими.

В этой связи проект новых Правил для специалистов отрасли является более чем ожидаемым и значительным.

Ознакомиться с проектом можно по ссылке http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56617539/?prime
06 Июля, 2017
Географические знаки- что это?
Географические названия, которые не воспринимаются как указания на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя, составляют наименее представительную группу обозначений. Такие географические названия воспринимаются как фантазийные практически в отношении любых товаров.Часто компании бывают заинтересованы в регистрации товарных знаков, совпадающих с названиями географических объектов, например, салон красоты "Бостон", консервы "Ладога" и так далее.

Однако не все знают, что регистрация подобных обозначению может быть сопряжена с существенными сложностями.

В соответствии с п.1 и 3 ст.1483 ГК РФ, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений... указывающих на место и производства или сбыта; не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.

Указанная норма на практике означает, что практически любые географические наименования воспринимаются экспертами Роспатента как указание на место производства/реализации товара или услуг в том случае, если заявленное обозначение совпадает с юридическим адресом заявителя, или как в способное ввести в заблуждение потребителя относительно происхождения товара.

Логика эксперта сводится к тому, что если в качестве названия товаров выбрано название города, в котором находится заявитель, то такое обозначение является неохраняемым на основании п.1 (3) ст.1483 ГК РФ, а если выбранное название не совпадает с местом нахождения заявителя, то вводящим в заблуждение в соответсвии с п.3(1) ст.1483 ГК РФ.

Однако не все географические названия "баняться" экспертами.

Географические названия следует отличать от понятий, относящихся к области географии и ( названия континентов, гор, морей, океанов и т.д. )., которые отлично регистрируются, поскольку не способны восприниматься как указание на место производства товара.

Однако как указано в Методических рекомендациях по по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений (утв. прик-м Роспатента от 23.03.01 №39) , "географические названия, которые не воспринимаются как указания на место производства или сбыта товара и нахождения изготовителя, составляют наименее представительную группу обозначений. Такие географические названия воспринимаются как фантазийные практически в отношении любых товаров."

Кроме того регистрации в качестве товарных знаков подлежат названия малоизвестных населенных пунктов.

Как указано в упомянутых Методических рекомендациях, "если на регистрацию заявлено малоизвестное географическое название, которое указывает на место производства или сбыта товара и нахождения производителя, но источники информации не содержат сведений о нем, либо эти сведения содержаться в редких специальных изданиях, что позволят признать заявленное географическое название практически неизвестным рядовому потребителю, ему может быть предоставлена правовая охрана."

В целом можно сказать, что затронутая тема является многоаспектной, ей свойственно большое количество нюансов.

При рассмотрении вопроса о предоставлении правовой охраны, подлежит детальному изучению не только само обозначения, но и лицо, на имя которого испрашивается правовая охрана, а также перечень товаров/услуг.

В случае, если Вас интересует регистрация в качестве товарного знака географического наименования, целесообразно обратиться к патентным поверенным, которые окажут профессиональную консультацию.
14 Июня, 2017
Слабым знакам быть?
Государственная регистрация товарного знака производится Роспатентом — гос. органом, который осуществляет экспертизу товарного знака и выносит решение о возможности или невозможности регистрации.

В рамках проведения экспертизы (проверки) обозначений, заявленных в качестве товарных знаков, Роспатент руководствуется в первую очередь положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ), а именно статьей 1483, в которой установлены требования к товарным знакам. Хотя правильнее будет сказать, что статья содержит указание на то, какие товарные знаки не должны быть зарегистрированы.


Развитие данной статьи Кодекса находит свое отражение в Правилах составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков от 20.07.2015 года.

Среди прочего , в п. 1 (3) ст. 1483 ГК РФ , а также в п .34 Правил указано, что товарный знак не должен описывать каким-либо образом на товары или услуги, в отношении которых он заявлен, а также не должен указывать на их количество, качество, состав, происхождение и пр.
Когда заявляется обозначение "стол" для товаров 20 класса мебель, для Роспатента все достаточно очевидно: правовая охрана не может быть предоставлена. Однако ,конечно,такие очевидные обозначения встречаются редко, зато неоднозначные товарные знаки подаются на регистрацию постоянно, и тут уже судьба заявки будет зависеть от лояльности эксперта, а также от текущей правоприменительной практики регистрирующего органа.

Например, в своем недавнем решении по результатам рассмотрения возражения против регистрации товарного знака "СУШИШОП" Роспатент следующим образом изложил свою позицию:

"оспариваемый товарный знак представляет собой словесное обозначение «СУШИШОП», выполненное стандартным шрифтом буквами русского алфавита. Анализ словарно-справочных источников информации, включая толковые словари русского языка, показал отсутствие в них такой лексической единицы как слово «сушишоп», что свидетельствует о фантазийном характере этого слова. Соответственно, нет оснований полагать, что слово «СУШИШОП» указывает на вид предприятия общественного питания, которое оказывает услуги по приготовлению блюд и обеспечению потребителей едой. ..

Коллегия не может признать убедительным довод лица, подавшего возражение, об описательном характере слова «СУШИШОП» на том основании, что слово «ШОП» указывает на способ сбыта товаров (магазин), поскольку анализу на охраноспособность подвергается не часть слова, а все слово «СУШИШОП» в целом..."

При этом, лицо, подавшее возражение против указанного товарного знака, как это видно из вышеизложенного, ссылалось на то, что обозначение "СУШИШОП" состоит из частей "суши" -вид товара, блюдо и "шоп"- транслитерация слова "shop" , в переводе с английского языка означающее "магазин" , а потому подпадает под действие п.1 (3) ст. 1483 ГК РФ. Кроме указанного довода, податель сослался на товарные знаки, зарегистрированные в Роспатенте, включающие в качестве неохраняемых словесные элементы «КОФЕШОП» (свидетельство №320773), «ПИЦЦАШОП» (свидетельство №506504), «SUSHI, SHOP» (свидетельства №№467446, 468346, международная регистрация №944708), а также на заявки, поданные на регистрацию словесных товарных знаков «ПИЦЦА ШОП» (заявка №2012719964), «СУШИ ШОП» (заявка №2012719963), «СУШИШОП» (заявка №2015725266), которым было отказано в государственной регистрации.
Роспатент не согласился с аргументами подателя и сохранил охрану товарного знака.

Какое заключение можно сделать из изложенного?

Практика Роспатента неоднородна: в некоторых случая подобные слабые знаки регистрируются, а в некоторых нет. Общая рекомендация для всех заявителей: если ваше обозначение можно разделить на значимые части, то лучше написать его оригинальным шрифтом прописными буквами, а также дополнить обозначение оригинальным изобразительным элементом- это повысит шансы на успех!

12 Июня, 2017
Роспатент не поддержал интеллектуального пирата
Профессионалам в сфере интеллектуальной собственности часто приходиться сталкиваться с компаниями и предпринимателями, которые осуществляют профессиональную деятельность, направленную на регистрацию товарных знаков на свое имя с целью дальнейшей продажи, либо на оспаривание регистраций третьих лиц.
В своем недавнем решении Роспатент отказал в удовлетворении возражения, поданного Ибатуллиным Азаматом Валерьяновичем, который известен большим количеством подаваемых на свое имя заявок и регистраций, и который, предположительно, как раз и является интеллектуальным пиратом.
Доводы возражения сводились к следующему: по мнению Ибатулинна А.В., регистрация товарного знака №521214 (товарный знак "МУРАВЕЙ", действующий в отношении транспортных средств, кроме мотороллеров) противоречила пункту 6 ст.1483 Гражданского Кодекса РФ, поскольку податель возражения обладает исключительными правами на товарные знаки "МУРАВЕЙ"( № 543558 и № 591604) в отношении услуг, связанных с продажами товаров, а также исключительным правом на товарный знак № 70524, зарегистрированный в отношении товара 12 класса МКТУ «мотороллеры».
Вместе с тем коллегия не согласилась с доводами возражения, указав, что несмотря на то, что знаки являются сходными, сравниваемые услуги 42 и 35 классов, связанные с продажами, и товары 12 класса не являются однородными.
Как указано в решении "...Услуга 42 класса МКТУ «реализация товаров» отражает деятельность торговых предприятий, то есть подразумевает исключительно услуги посреднических организаций, к которым могут относиться услуги супермаркетов, магазинов, оптово-розничных баз и т.д. по реализации товаров в интересах третьих лиц.
Товары 12 класса МКТУ относятся непосредственно к производству транспортных средств и их составляющих. Производство транспортных средств – это сложный энергоемкий технологический процесс, включающий множество различных операций. Потребитель транспортных средств всегда специфичен и эти товары не являются товарами повседневного спроса, они, как правило, дорогостоящие и предназначены для длительного пользования. Покупатели при выборе таких товаров бывают особенно внимательны.

Производитель товаров осуществляет изготовление продукции и не может быть конкурентом на рынке ритейлеров, которые сами товаров не производят. Под вывеской магазина или супермаркета могут продаваться товары самых различных производителей, каждый из которых проставляет на продукции свой товарный знак. В торговле товары переходят из сферы обращения в сферу потребления, то есть становятся собственностью покупателя. Таким образом, основная функция магазина – торговая. При этом покупатель четко осознает разницу между производственным и торговым предприятиями.

Таким образом, товары 12 класса МКТУ и услуга 42 класса МКТУ «реализация товаров» ...] относятся к разному роду (виду) («транспортные средства» / «торговая деятельность») и имеют разное назначение (запчасти для производства транспортных средств, а также сами транспортные средства, используемые для передвижения / продажа покупателям товаров любых производителей).

Указанное свидетельствует об отсутствии принципиальной возможности возникновения у потребителя представления о принадлежности сравниваемых товаров 12 класса МКТУ и услуги 42 класса МКТУ одному производителю".

Полный текст решения доступен по ссылке http://www.fips.ru/ConveraDocs/pps/_new/2017/2017В00182/2017В00182-2017.03.30.pdf

Made on
Tilda